Сайт-портфолио учителя МОУ "Ефремкасинская ООШ"

Петуховой Татьяны Германовны

Программа дополнительного образования

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

 

В условиях коренного изменения технологического образования, дополнительное образование детей  приобретает одну из ведущих ролей  в  школе, особенно - в сельской. С учетом сезонности работ в сельском хозяйстве уменьшается объем и сложность выполнения практических работ на уроках технологии. Объекты труда, на примере которых школьников обучают основам обработки материалов, подбирают исключительно с точки зрения соответствующих операций, лежащих в основе их изготовления, разделам программы.  При этом в большинстве случаев упускается из виду естественное стремление человека к красивому.

Учебные объединения дополнительного образования по направлению «Декоративно-прикладное творчество» призваны решать эти проблемы и формировать трудовые навыки у учащихся в непрерывной связи с художественной обработкой материалов и проектной деятельностью.

Художественная деятельность учащихся находит разнообразные выражения при изготовлении изделий народного и декоративно-прикладного искусства.

Программа «Художественная обработка материалов» направлена на формирование у детей художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства и ставит перед собой основные задачи:

- способствовать развитию  художественно-творческих способностей детей, фантазии и зрительно-образного мышления;

 - ознакомить с основами проектной деятельности и показать школьникам место и значение художественного проектирования при создании современных изделий.

В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников во внеурочное время. Все объекты труда подобранны с таким расчетом, чтобы они требовали использование допустимых материалов и инструментов; имели эстетическую значимость; давали представление о традиционных художественных видах обработки различных материалов; посильны детям 10 – 15-летнего возраста. Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.

Процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение творческих работ   предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.

Большое значение  имеет обсуждение художественных выставок, поиск и подбор иллюстраций образцов дизайнерских разработок и организация проектной деятельности. При выполнении творческих проектных работ школьники, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным и эстетическим, так и экономическим и экологическим  требованиям. Использование метода проектов позволяет интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных дисциплин на разных этапах обучения и изготовлять своими руками красивые и нужные предметы, что повышает интерес к работе и приносит удовлетворение результатами своего труда.

 

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

 

1 год обучения

 

    Учащиеся должны знать:

 

- виды ДПИ народов нашей страны, творчество народных умельцев своей деревни, края, различные материалы, инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах;

- возможности использования природных материалов для создания композиций;

- роль цвета и принципы формообразования, композиции.

- технологические приемы вышивания счетных швов;

- технологические приемы выполнения цветочных композиций из различных материалов;

- знать основы проектирования изделий.

 

    Учащиеся должны уметь:

 

- подготавливать аппликационный природный материал (пшено) к работе;

- собирать композицию из пшена по схемам для вышивания;

- конструировать объемные рамы из бумаги и паспорту;

- изготавливать цветы и собирать цветочные композиции из различных материалов;

- переводить рисунок счетной вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки к работе, заправлять изделие в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани без узла, подготовить пасму мулине к работе, выполнять простейшие ручные швы;

- составлять композиционные схемы, увеличивать и уменьшать рисунок;

- размещать и использовать выполненные работы в интерьере дома, школы.

- уметь проектировать новые изделия

 

2 год обучения

 

    Учащиеся должны знать:

 

- технологию подготовки природного материала к составлению композиций;

 - способы подготовки соломы к составлению композиции;

- правила и законы композиции применительно к конкретному направлению декоративно-прикладного искусства;

- сочетание цветов;

- общую последовательность выполнения  изделий;

- материалы, применяемые для вышивки, аппликации, сочетание аппликации с вышивкой;

- правила пользования различными инструментами;

- технологические приемы выполнения аппликаций из разных материалов;

- возможности лоскутной практики, основные приемы и материалы в работе;

- историю развития и возможности техники макраме;

- технологию плетения различных узлов и узоров;

- определять длину нити для плетения изделий в технике макраме;

- технологию изготовления мягких игрушек из текстильных материалов;

- возможности использования отходов текстильного производства;

- знать основы проектирования изделий.

 

    Учащиеся должны уметь:

 

- готовить солому и растения, шишки и бересту к аппликационным работам и коллажам;

- составлять художественные коллажи из различных природных материалов.

- выполнять деталировку для предложенного рисунка;

- подбирать цветовую гамму соломки;

- выполнять композиции в технике аппликации из соломы;

- выполнять аппликации из различных материалов и сочетать ее с вышивкой;

- подбирать материалы для плетения макраме;

- пользоваться различными инструментами и приспособлениями;

- выполнять основные узлы и узоры техники макраме;

- использовать конструктивные детали и декоративные элементы в технике макраме;

- раскраивать элементы орнамента в лоскутной пластике и соединять их между собой;

- изготовлять различные игрушки из текстильных материалов;

- использовать отходы текстильного производства  в создании композиций;

 - уметь проектировать новые изделия.

 

3 год обучения

 

    Учащиеся должны знать:

 

- правила безопасной работы с инструментами, приспособлениями;

- правила безопасной работы при росписи тканей в технике «узелкового»  холодного батика, батика с помощью трафарета, с различными эффектами;

- виды и свойства тканей, основы цветоведения;

- правила подбора крючка для вязания, условные обозначения, технологию вязания;

- основные приемы работы в лоскутной технике «Пэчворк»;

- основные приемы низания бисера, технологии плетения бисером по схемам;

- знать основы проектирования изделий.

 

    Учащиеся должны уметь:

 

- пользоваться инструментами и приспособлениями для художественной росписи тканей;

- выбирать и самостоятельно разрабатывать рисунки для художественной отделки изделий под роспись;

- изготавливать изделия в технике узелкового, холодного, набивного батика;

- подбирать гармонические цветовые сочетания в росписи ткани;

- подбирать крючок в соответствии с толщиной и качеством нити, видом узора; выполнять записи узоров вязания с помощью условных обозначений;

- вязать простые изделия крючком и спицами;

- нанизывать бисер, плести по схемам;

- уметь проектировать новые изделия.

 

4 год обучения

 

Учащиеся должны знать:

 

- основные выразительные средства цветочной композиции; виды аранжировок и букетов;

- правила размещения цветов в интерьере и способы составления букетов;

- правила безопасности труда при работе с различными инструментами;

- различные способы декоративной обработки кожи.

- способы перевода рисунков на ткань;

- особенности и основные приемы работы над ковровой вышивкой и вышивкой изонить;

- основные материалы и техники вышивки шелковыми лентами;

- основные приемы, швы и узоры вышивки лентами;

- приемы вышивания бисером и блестками;

- знать основы проектирования изделий.

 

Учащиеся должны уметь:

 

- размещать цветы в интерьере и составлять букеты, панно;

- составлять различные букеты и композиции из засушенных трав и цветов в соответствии с тематикой;

- различные способы декоративной обработки кожи и применять при изготовлении браслетов, заколок, брошей, кулонов и т.д.

- реставрировать кожей текстильные и тканевые изделия.

- организовывать рабочее место при работе над ковровой вышивкой; заправлять пряжу в иглу, выполнять основные приемы ковровой вышивки;

- изготовлять композиции в технике «изонить»

- разрабатывать композиции в соответствии с используемыми швами и узорами ;

- сочетать узоры вышивки лентами с изобразительными эффектами;

- моделировать узоры и применять их в оформлении одежды и др.;

- выполнять приемы вышивания бисером и блестками;

- моделировать узоры бисером и блестками, применять их в аппликациях и вышитых мотивах;

- уметь проектировать новые изделия.

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел, тема

Кол.

Час.

 

I год обучения

 

Введение

Раздел I. Художественно-прикладное творчество

Заготовка и хранение природного материала

Аппликация из засушенных трав и растений

Аппликация из пшена

 

Раздел II.  Художественное конструирование из бумаги

Изготовление объемных рамок и паспарту 

  

Раздел III.Художественная обработка ткани и кожи    

Элементы материаловедения

Цветы из ткани, лент, тесьмы, ниток

Декоративная обработка  кожи и драпа

Цветочные композиции

Декоративные элементы и предметы аксессуаров из кожи

 

Раздел VI. Чувашская национальная вышивка

История возникновения и развития вышивки

Сюжеты и образы в чувашской вышивке, их символика

Материалы, инструменты и приспособления для вышивания

Способы зарисовки изобразительных мотивов. Перевод рисунка на ткань

Цветоведение. Основы композиции. Формообразование

Техника выполнения швов

Технология выполнения счетных швов (роспись, крест, гладь)

Отделка края вышитого изделия

 

Раздел V. Проектирование изделий

Выставка творческих работ

 

Итого:

 

II год обучения

 

Введение

Раздел I. Художественно-прикладное творчество

Аппликации из соломы. Подготовка соломы к работе

Основы композиции

Элементы цветоведения

Композиции с растительными мотивами в технике аппликации

Декоративные изделия из шишек и бересты

 

Раздел II. Художественная обработка текстильных материалов

Материаловедение

Вышивка крестом

Аппликация и вышивка

Ручное ткачество

Ручная вышивка «Хардангер»

Лоскутная пластика

Мягкая игрушка

Утилизация отходов текстиля

 

Раздел III.Проектирование изделий

Выставка творческих работ

 

Итого:

 

III год обучения

 

Введение

Раздел I. Художественная роспись и выжигание ткани

Элементы материаловедения

Основные материалы и приспособления. Резервирующие составы

Основы цветоведения

Художественная роспись ткани

Узелковый батик

Набивной батик. Роспись ткани с помощью трафарета

Свободная роспись ткани

Гильоширование (выжигание по ткани)

 

Раздел II. Художественная обработка текстильных материалов

Вязание крючком

Вязание на спицах

Макраме

Художественная вышивка гладь

Аппликация

Лоскутное шитье

Ришелье

 

Раздел III.Проектная работа

Выставка творческих работ

 

Итого:

 

IVгод обучения

 

Введение

Раздел I. Аранжировка цветов

Основы флористики

Аранжировка из живых цветов

Композиции из искусственных цветов и сухоцветов

Коллаж из природных материалов

 

Раздел II. Художественная и декоративная обработка кожи

Инструменты и дополнительные материалы

Способы обработки кожи

Декоративная обработка кожи

Ювелирка из кожи. Реставрация текстильных и тканевых изделий

 

Раздел III.Художественная обработка текстильных материалов

Вышивка по картону изонить

Вышивание лентами

Ковровая вышивка

 

Раздел VI.Художественные изделия из бисера и блесток

Вышивание бисером и блестками

Плетение бисером

 

Раздел V. Проектирование изделий

Выставка творческих работ

 

Итого:

 

 

1

24

2

6

16

 

3

 

 

22

2

6

6

4

4

 

60

2

2

2

2 

4

20

22

6

 

30

4

 

144ч

 

 

 

 1

26

4

4

2

10

6

 

85

3

10

10

8

20

16

12

4

 

30

4

 

144ч

 

 

 

 1

25

2

2

2

2

2

4

6

5

 

84

16

16

16

10

8

8

10

 

30

4

 

144ч

 

 

 

1

16

4

4

4

4

 

23

2

5

10

6

 

34

6

12

16

 

36

10

26

 

30

4

 

144ч

 

I ГОД ОБУЧЕНИЯ

 

Введение(1ч)

 

     Основные теоретические сведения

Единство эстетического и функционального начал при формировании предметной среды, окружающей человека. Влияние традиций, образа жизни и благосостояния населения на развитие художественных ремесел. Художественная обработка ткани как составная часть декоративно-прикладного искусства.

Охрана труда. Инструктаж по ТБ.

     Практические работа

Организация рабочего места.

 

Раздел I. Художественно-прикладное творчество (15ч)

 

Работа с природными материалами(2ч)

 

     Основные теоретические сведения

Представление об эстетике народного творчества в работе с природными материалами. Заготовка и применение. Различные способы засушивания природного материала. Хранение сухих растений. Окраска засушенных изделий гуашью и чернилами. Миниатюры и коллаж из природного материала.

Необходимые инструменты (скальпель, ножницы, песок, крупа, коробки, бура). Подбор материалов к работе. Фон, оборудование, клеящие составы.

     Практическая работа

Сбор и подготовка природного материала к работе. Экспериментирование путем сочетания природных материалов с материалами природного происхождения(веревка, грубая льняная ткань, мешковина). Поиск новых сочетаний природных материалов для получения выразительного образа.

     Варианты объектов труда.

Поделки из свежих и сухих материалов по темам: «Гости из леса», «Лесная ярмарка», «Сказочный человечек», «Волшебное превращение – изготовление фигур сказочных животных».

 

Аппликация из засушенных трав и растений(6ч)

 

     Основные теоретические сведения

Приемы стилизации реальных форм. Трансформация природных форм в декоративные. Сочинение декоративного образа на основе переработки натурного материала. Построение композиции из засушенных трав и ее колоритное решение.

     Практические работы

Выполнение композиций в технике аппликации из растений, из целых форм, из частей растения. Композиции из оболочек луковиц гладиолусов, лука, чеснока, аира, апельсиновой кожуры, из тополиного пуха и т.д.

     Варианты объектов труда.

Художественный коллаж из природных материалов по темам: «Волшебное превращение»,

 

Аппликация из пшена(16ч)

 

     Основные теоретические сведения

Использование пшена в аппликационных работах. Сюжет в аппликации. Перевод рисунка на основу. Подготовка пшена к работе. Цвет, колорит в композиции. Инструменты и приспособления.

Рабочее место. Организация труда.

     Практические работы

Окраска пшена. Подбор рисунка или схемы для аппликации. Подбор пшена по цвету. Заполнение рисунка аппликации из пшена по схемам для вышивания.

     Варианты объектов труда.

Картина, оформление рамки для фотографий.

 

Раздел II. Художественное конструирование из бумаги (3ч)

 

Изготовление объемных рамок и паспарту(3ч)

 

     Основные теоретические сведения

Азбука бумагопластики. Материалы, инструменты, применяемые в работе. Технология изготовления объемных рамок. Способы изготовления плоских изделий.

     Практические работы

Изготовление паспарту и рамок, использование их в организации выставок художественных работ учащихся.

 

Раздел III. Художественная обработка ткани и кожи

 

Элементы материаловедения (2ч)

 

     Основные теоретические сведения

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

     Практические работы

Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Выполнение образца полотняного переплетения.

     Варианты объектов труда.

Образцы ткани. Образец полотняного переплетения.

 

Цветы из ткани, лент, тесьмы, ниток (6ч)

 

     Основные теоретические сведения

Возможности и разнообразие материалов для изготовления стилизованных цветов, их применение и разнообразие.

     Практические работы

Способы выкраивания деталей цветка. Технология изготовления цветов из кусочков ткани. Роза из сложенной ленты, из мотка ленты, из прошивной и сосборенной ленты. Георгин из капроновой ленты.

     Варианты объектов труда.

Цветочная композиция из стилизованных цветов. Панно «Цветы моей Родины»

 

Декоративная обработка  кожи и драпа (6ч)

 

     Основные теоретические сведения

Виды кожи. Инструменты и дополнительные материалы. Термо- и влагообработка кожи . Способы декоративной обработки кожи: шитье, оплетка, драпировка, термообработка. Окраска кожи. Народные традиции и подсказки народным умельцам.

     Практические работы

Реставрирование и подготовка к работе старой кожи. Изготовление лепестков для цветов, методом жарения над сковородой или свечой. Сборка цветов.

     Варианты объектов труда

Стилизованные цветы разных форм.

 

Цветочные композиции (4ч)

 

     Основные теоретические сведения

 Выразительные средства цветочной композиции (расположение, симметрия, равновесие, группировка, линия, форма, пропорции, цвет, фон, свет и тени).

     Практические работы

Создание по законам композиции.

 

Декоративные элементы и предметы аксессуаров из кожи (4ч) 

 

     Основные теоретические сведения

Способы изготовления браслетов, кулонов, заколок из кожи (украшенные сплеткой, выжиганием, жмуркой). Сочетание лакированной и обыкновенной кожи. Выделение орнамента.

 

Раздел IV. Чувашская национальная вышивка (40ч)

 

История возникновения и развитие чувашской вышивки(2ч)

 

     Основные теоретические сведения

Общие сведения о древней вышивке. Виды вышивок родного края и их назначение. Характерные черты чувашской вышивки разных этнических групп(используемый материал, цветовая гамма, количество сложений нити, приемы вышивки). Истоки вышивки и эволюция.

Применение чувашской вышивки при оформлении интерьера, в отделке древней и современной одежды.

     Практическая  работа

Распознавание вышивок разных этнических групп чуваш по декоративным элементам костюма.

 

Сюжеты и образы в чувашской вышивке, их символика (4ч) 

        

     Основные теоретические сведения

 Традиции края в вышивке. Первые дошедшие до нас  вышивки, сюжеты и символические образы в них ( конь, птица, солнце и т. д.). Возможности использования ПЭВМ в составлении чувашских узоров.

     Практические работы

  Зарисовка традиционных орнаментов. Построение орнамента на основе чувашских узоров в среде Microsoft Exsel.

 

Материалы, инструменты и приспособления для вышивания (2ч) 

        

     Основные теоретические сведения

 Разнообразие материалов для вышивания (лен, двунитка, канва), их структура, плетение. Инструменты и приспособления для вышивки (ножницы, игла, пяльцы, наперсток).

     Практические работы

Подбор игл, ткани и ниток для вышивания.

 

Способы зарисовки изобразительных мотивов. Перевод рисунка на ткань (2ч) 

        

     Основные теоретические сведения

Узор и орнамент в чувашской вышивке. Способы перевода рисунка на ткань (через копировальную бумагу, использован6ие шаблона, по счету нитей в ткани). Увеличение и уменьшение рисунка.

     Практические работы

Зарисовка изобразительных мотивов.

 

Композиция. Цветоведение. Формообразование(4ч)

 

     Основные теоретические сведения

Понятия «эскиз», «рисунок», «композиция», «орнамент», «раппорт», «ритм». Законы построения композиции в чувашской вышивке. Виды орнамента. Построение растительных и геометрических орнаментов в полосе и прямоугольнике.

 Цветоведение как область науки. Цветовой круг. Теплые холодные цвета. Ахроматические и хроматические цвета. Насыщенность, светлота и тон цвета. Родственные и контрастные цвета. Цветовая сочетаемость. Преобладание цветов в чувашской вышивке. Цвет, композиция в чувашской вышивке. Возможности использования ПЭВМ в составлении композиции вышивки.

     Практические работы

Зарисовка  в цвете основных мотивов и узоров для вышивки в среде Microsoft Exsel.

Составление композиции изделия в ручной вышивальной технике.

     Варианты объектов труда

Образцы вышивки. Рисунки орнаментов. Декоративные панно, подушки, шторы, скатерти, салфетки, дорожки.

 

Техника выполнения швов (20ч)

 

          

     Основные теоретические сведения

Знакомство с разнообразными видами чувашской вышивки. Различия вышивки низовых и верхних чувашей.

    Рабочее место вышивальщицы. Правильная посадка и постановка рук во время работы. Основные приемы работы: вдевание нитки в иголку, заправка изделия в пяльцы, способы закрепления рабочей нити на ткани без узла, оформление краев. Виды швов: контурные и декоративные, маскировочные, обметочные и закрепляющие.

     Практические работы

Выполнение простейших ручных швов роспись(пунктир, стебельчатый, окантовочный), декоративных( стлань, набор, мережка, продержка, тамбурный), маскировочных ( мудреный, простой редкий крест, цепочка), обметочных(петельных) швов.

     Варианты объектов труда

Салфетки, дорожки, сурпан для куклы, масмак, поясные украшения чувашского костюма.

 

Технология выполнения счетных швов (роспись, крест, гладь) (22ч)

 

     Основные теоретические сведения

Горизонтальные, наклонные стежки, их сочетание. Узор и раппорт. Мелкие растительные элементы в чувашской вышивке. Вышивание солярных знаков, геометрических фигур. Составление узора из простых повторяющихся растительных элементов или геометрических фигур. Чередование цвета, элементов в узоре. Чувашская гладь. Способы заполнения угла гладью.

     Практическая работа

Вышивание чувашских узоров «солнце», «древо жизни», линейных узоров.

     Варианты объектов труда

Салфетки, нагрудные узоры кеске, узоры для подола чувашского платья, узоры для сара яркач, хултармач.

 

Отделка края вышитого изделия(6ч)

 

     Основные теоретические сведения

Способы отделки края вышитого изделия. Обработка углов. Мережки. Технологии выполнения мережек «кисточка», «снопик» и «панка», швом «вподгибку», окантовкой тесьмой, кружевом, бахромой с бисером.

     Практическая работа

Оформление края вышитого изделия.

 

Раздел VI. Проектирование изделий (30ч)

 

     Примерные темы

Сбор коллекции образцов декоративно-прикладного искусства края.

Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера.

Изготовление сувенирной продукции с чувашской символикой.

Изготовление изделия , поделок из природных материалов

 

Выставка творческих работ(4ч)

 

  

II ГОД ОБУЧЕНИЯ

 

Введение (1ч)

 

     Основные теоретические сведения

Роль ДПИ в жизни человека. Народные ремесла и промыслы России. Демонстрация изделий, репродукций, раскрывающих основные направления в художественной обработке различных материалов.

Материалы и инструменты. Общие организационные сведения. Оборудование рабочего места. Безопасные приемы труда и санитарно-гигиенические правила.

 

Раздел I. Художественно-прикладное творчество

 

Аппликации из соломы. Подготовка соломы к работе(4ч)

 

     Основные теоретические сведения

Солома как поделочный материал. Соломка в аппликации и инкрустации кировских и белорусских умельцев. Аппликации из соломы в интерьере современного дома.

Влияние погодных условий и других факторов на качество соломки. Условия сушки. Подготовка соломы к работе (заготовка, получение соломенных лент горячим и холодным способами). Цветовая гамма соломы. Тонировка соломы природными и анилиновыми красителями. Придание тона горячим утюгом, морилкой, лаком.

Фон и клей для аппликации. Выбор сюжета, составление эскиза, перевод эскиза на фон. Технология выполнения аппликации из соломы.

    Практические работы

Просмотр коллекции культурных злаков и дикорастущих трав. Нарезание соломки на кольца. Сортировка. Окрашивание в питьевой соде, луковой шелухе, в анилиновых красителях. Замачивание, разрезание, термическая обработка при помощи утюга. Наклеивание соломенных лент по цвету.

     Варианты объектов труда

Коллекция злаков и трав. Окрашенные и тонированные соломенные ленты.

 

Основы композиции(4ч)

 

     Основные теоретические сведения

Понятие гармоничной композиции: ритм, сюжетно-композиционный центр, симметрия и асимметрия. Законы композиции: целостность и единство частей. Контрасты. Средства художественной выразительности(линия, пятно, светотень).

Стилизация растительных форм для декоративных панно. Виды орнаментальных композиций. Смысловое значение орнамента. Правила составления орнамента(ленточного, центрического, сетчатого).

     Практические работы

Выполнение эскиза геометрического орнамента: деление окружности с помощью линейки, циркуля на 3, 4,6,8 частей; выполнение эскиза центрического орнамента(розетки) и ленточного орнамента для аппликации.

Выполнение зарисовок пейзажей, декоративных цветочных композиций.

     Варианты объектов труда

Импровизированная  композиция-миниатюра с растительными мотивами.

 

Элементы цветоведения(2ч)

 

     Основные теоретические сведения

Цветовое богатство окружающего мира. Хроматические цвета. Холодные и теплые цвета. Колорит. Ахроматичность цвета как средство выразительности в оформлении изделий декоративно-прикладного искусства.

      Практические работы

Подбор цветовой гаммы соломки для выполнения аппликаций. Подбор фона для выполнения аппликаций.

     Варианты объектов труда.

Подбор фона для выполнения композиции с растительными мотивами.

 

Композиции с растительными мотивами в технике аппликации(10ч)

 

     Основные теоретические сведения

Способы изготовления деталировки(вырезание различных деталей, придание им полуобъемной формы при помощи булек(паяльника), наклеивание соломки). Этапы подготовки основы для фона панно. Способы перевода рисунка на основу. Правила наклеивания деталей.

     Практические работы

Выполнение композиции с растительными мотивами из соломки и дополнительных материалов( соцветий злаков, засушенных стеблей и веток растений). Оформление выполненных работ в рамку.

     Варианты объектов труда

Панно разных форм, украшение рамки для фотографий.

 

Декоративные изделия из шишек и бересты (6ч)

 

     Основные теоретические сведения

Береза, береста – сбор, обработка и расщепление. Цветовая гамма бересты и использование ее в создании элементов орнаментальных мотивов, цветов, листьев. Виды шишек – назначение и применение. Кора и ее использование в композиции. Виды орнамента. Основные схемы  и правила  построения композиции.

Виды инструментов и их применение. Техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. 

     Практические работы

Подготовка бересты к работе. Изготовление лекал и раскрой декоративных элементов из бересты. Технологические этапы в изготовлении лепестков, листьев, цветов, травок и веточек. Технология изготовления цветов из бересты и елочных шишек. Технология изготовления коробочек с резьбой и тиснением. Технология выполнения декоративной композиции. Оформление готовых изделий.

     Варианты объектов труда.

Миниатюрная корзина с цветами из бересты. Декоративное панно.

 

Раздел II. Художественная обработка текстильных материалов

 

Материаловедение (3ч)

 

     Основные теоретические сведения

Натуральные волокна животного происхождения. Получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях. Свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе.

Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. Понятие о раппорте переплетения. Влияние вида переплетения на драпируемость ткани.

Дефекты ткани. Сравнительные характеристики свойств хлопчато-бумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.

     Практические работы

Распознавание в тканях волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти. Определение лицевой и изнаночной сторон тканей саржевого и атласного переплетений. Составление коллекции тканей саржевого и атласного переплетений.

     Варианты объектов труда

Образцы хлопчато-бумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.

 

Вышивка(8ч)

 

     Основные теоретические сведения

Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.

     Практические работы

Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки. Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. Определение места и размера узора на изделии.

Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка.

     Варианты объектов труда

Скатерть, салфетка, фартук, носовой платок.

 

Аппликация и вышивка (10ч)

 

     Основные теоретические сведения

Сочетание аппликации с вышивкой в изделиях народных умельцев России. Рисунок аппликации и вышивки, их цветовое решение. Способы перевода рисунка на ткань.

Технология выполнения аппликации. Последовательность раскроя и обработки изделия. Способы закрепления аппликации: гладь, машинная строчка «зиг-заг».

     Практические работы

Подбор ткани для основы и цвета ниток. Перевод рисунка на ткань. Раскрой основных деталей для аппликации. Приметывание деталей аппликации к основе. Обработка краев деталей. Окончательная отделка вышивкой.

     Варианты объектов труда

Диванная подушка, прихватка, подарочный новогодний мешочек.

 

Ручная вышивка «Хардангер»(20ч)

 

     Основные теоретические сведения

Краткие сведения из истории развития вышивки хардангер. Возможности применения этой вышивки, ее связь с направлениями современной моды. Счетная гладь и перпендикулярная прорезная вышивка  - основа вышивки хардангер.

Материалы и приспособления. Основные приемы работы. Основной элемент узоров в хардангере - решетка из обвитых столбиков. Разновидности внутренних разделок решетки(петельная паутинка, прямой крестик, мальтийский крест). Декоративные швы в вышивке хардангер: звездочка, глазок, стежки цепочкой.

Технологическая последовательность вышивки, окончательная отделка, ВТО.

     Практические работы

Вышивание блоков гладьевых швов, подрезание нитей с внешней стороны узора и подготовка решетки, обработка решетки петельным швом, подрезание нитей на внутренней стороне узора, внутренняя разделка решетки, обработка края.

     Варианты объектов труда

Дорожка, закладка, салфетка.

 

Ручное ткачество(8ч)

 

     Основные теоретические сведения

Традиции ручного ковроткачества в России. Особенности современного ручного ковроткачества. Виды ковров ручной работы. Значение ковра в эстетическом формировании интерьера. Роль композиции, колорита, фактуры материала в художественном выражении произведений декоративно-прикладного искусства. Цветовая гармония.

Конструкция простейшего ковроткацкого станка. Уравнительная плетенка. Назначение ремизок.  Инструменты и приспособления для ручного ткачества.  

     Практические работы

Способы заправки станка основной нитью. Четные и нечетные нити основы.

Построение коврового узора. Симметричное, раппортное и свободное расположение орнаментальных форм. Распределение цвета. Сочетание узоров в общей композиции рисунка ковра.

     Варианты объектов труда

Коврик, панно, диванная подушка.

 

Лоскутная пластика (16ч)

 

     Основные теоретические сведения

Краткие сведения из создания изделий из лоскутка. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды.

Материалы для лоскутной техники: ткани, тесьма, отделочные шнуры, ленты, кружева. Подготовка материалов к работе (определение прочности окраски, стирка, накрахмаливание). Инструменты, приспособления, шаблоны для раскраивания элементов орнамента.

Технология соединения деталей между собой. Использование прокладочных материалов.

     Практические  работы

Изготовление эскиза изделия в технике лоскутного шитья. Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги для выкраивания элементов орнамента. Подбор тканей по цвету, рисунку и фактуре, подготовка их к работе. Раскрой элементов орнамента из лоскутков с учетом направления долевой нити. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.

    Варианты объектов труда

Прихватка, салфетка, диванная подушка

 

Мягкая игрушка (12ч)

 

     Основные теоретические сведения

Рабочее место. Инструменты, материалы, конструктивные детали, необходимые для работы. Виды применяемых швов. Увеличение и уменьшение выкроек. Цветовое решение игрушек. Отдельные технологические процессы изготовления игрушек (веревочное крепление конечностей, с проволочным каркасом, оформление глаз, носа, ушей, головок кукол). Последовательность изготовления игрушек.

     Практическая работа

 Работа с журналами, изготовление понравившейся игрушки

 

Утилизация отходов текстиля (4ч)

 

     Основные теоретические сведения

Вторая жизнь старых вещей. Использование отходов текстиля в создании новых вещей (мягкие игрушки, коллажи, панно, гобелены, коврики для животных, для комнаты и т.д.). Создание картины из кусочков шерстяной нити.

     Практическая работа

Подготовка материала к работе (сортировка нитей по цветовой гамме, нарезка на мелкие кусочки). Подготовка основы для аппликации. Эскиз рисунка. Технология выполнения аппликации. Окончательная отделка. Помещение в объемную рамку.

 

Раздел VI. Проектирование изделий (30ч)

 

Изготовление изделия в технике лоскутного шитья.

Изготовление сувенира.

Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера

 

Выставка изделий(4ч)

 

III ГОД ОБУЧЕНИЯ

 

Введение (1ч)

 

     Основные теоретические сведения

Общие черты и основные отличия дизайна и декоративно-прикладного искусства. Художественно-прикладное творчество, ее технический прогресс и обогащение. Цели и задачи курса. Организация рабочего места. Безопасные приемы труда.

 

 Раздел I. Художественная роспись и выжигание ткани (25ч)

 

Элементы материаловедения (2 ч)

 

     Основные теоретические сведения

Химические волокна. Технология производства и свойства искусственных и синтетических волокон. Свойства тканей их искусственных волокон. Использование тканей из искусственных волокон при производстве одежды. Традиционные и современные виды отделки швейных изделий. Возникновение технологии выжигания по ткани. Сравнительный анализ основных видов художественной обработки ткани.

     Практические работы

Изучение свойств тканей из искусственных волокон. Определение раппорта в сложных переплетениях.

     Варианты объектов труда

Образцы тканей со сложными переплетениями. Рисунки раппортов.

 

Основные материалы и приспособления. Резервирующие составы (2ч)

 

     Основные теоретические сведения

Представление о традиционных способах декорирования ткани с применением резервирующего состава – выбойке, батике. История развития этих ремесел. Материалы и инструменты. Красители, применяемые в технике холодного и узелкового батика. Технические свойства красителей. Резервирующие составы.

    Практическая  работа

Безопасные приемы труда при использовании красителей. Технология применения различных красителей, способы их закрепления на ткани. Способы нанесения и удаления резервирующего состава. 

 

Основы цветоведения (2ч)

 

     Основные теоретические сведения

Психологическое воздействие цвета на человека. Контраст цветов. Символика цвета. Сочетание цветов.

     Практическая  работа

1) подбор гармоничных сочетаний родственных и контрастных цветов; 2) получение цвета разной светлоты.

 

Художественная роспись ткани(2ч)

 

     Основные теоретические сведения

Техника росписи ткани «холодный батик». Инструменты, оборудование и материалы для «холодного батика». Роль резерва и способы нанесения его на ткань.   Способы нанесения и закрепления краски.

     Практические работы

Выполнение эскиза росписи. Подбор резерва, красителей, инструментов. Подготовка ткани и перевод рисунка на ткань. Изготовление сувенира в технике «холодный батик». Закрепление рисунка.

     Варианты объектов труда

Салфетка, шарф, сумка, декоративное панно, подушка, шторы.

 

Узелковый батик (2ч)

 

     Основные теоретические сведения

Виды росписи по ткани. Материалы и красители. Технология крашения.

     Практическая  работа

Подготовка красителя. Выбор способа складывания ткани и завязывания узлов. Оформление салфеток в технике «узелковый батик»

     Варианты объектов труда

Салфетки. Шарфик. Кепка.

 

Набивной батик. Роспись ткани с помощью трафарета (4ч)

 

     Основные теоретические сведения

Возникновение набойки. Основные материалы и инструменты.

     Практическая  работа

Изготовление простейших штампов. Основные и вспомогательные штампы.

Создание трафаретов. Разработка композиции и выбор цвета для будущего изделия. Приемы и техника работы с помощью трафарета.

     Варианты объектов труда

Скатерть(кайма, середина, заполнение углов), дорожка, салфетка.

 

Свободная роспись по ткани (6ч)

 

     Основные теоретические сведения

Приемы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм. Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, колоритное решение рисунка. Приемы выполнения свободной росписи.

     Практические работы

Исследование свойств и подбор тканей для выжигания по волокнистому составу. Выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций. Зарисовка природных мотивов с натуры и их стилизация. Подбор тканей и красителей. Инструменты и приспособления для свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани. Создание композиции с изображением пейзажа для панно или платка в технике «свободной росписи» по ткани.

     Варианты объектов труда

Декоративное панно, платок, скатерть.

Практические работы

 

Гильоширование (выжигание по ткани)(5ч)

 

     Основные теоретические сведения

Выжигание по прозрачным тканям. Теневая и накладная аппликация.  Выжигание по непрозрачным тканям. Сетка, накладная аппликация. Выбор способа выжигания в зависимости от вида изделия, его назначения, фактуры и цвета ткани.

Влажно-тепловая обработка изделий и уход за ними, оформленных выжиганием по ткани.

     Практическая работа

Выжигание:

1) точек, линий и отверстия горячей иглой;

2) накладной аппликации на прозрачных тканях;

3) накладной аппликации на сетке

Варианты объектов труда.

Дорожка для стола, подзор, салфетка, занавеска, ажурный воротник, манжеты, узор для рамки с фотографией.

 

Раздел III. Художественная обработка текстильных материалов(84ч)

 

Вязание крючком(16ч)

 

     Основные теоретические сведения

Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Раппорт узора и его запись.

     Практические работы

Работа с журналами мод. Зарисовка современных и старинных узоров и орнаментов. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение количества петель и ниток. Выполнение различных петель. Набор петель крючком.  Изготовление образцов вязания крючком.

     Варианты объектов труда

Образцы вязания. Рисунки орнаментов. Шарфик, шапочка.

 

Вязание на спицах(16ч)

 

     Основные теоретические сведения

Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей. Условные обозначения, применяемые при вязании на спицах.

     Практические работы

Подбор спиц в зависимости от качества и толщины нити. Начало вязания на двух и пяти спицах. Набор петель. Выполнение простых петель различными способами. Убавление, прибавление и закрывание петель. Соединение петель по лицевой и изнаночной стороне. Вязание двумя нитками разной толщины.

Выполнение образцов и изделий в технике вязания на спицах.

     Варианты объектов труда

Образцы вязания на спицах, носки, варежки, перчатки.

 

 Макраме (16ч)

 

     Основные теоретические сведения

Краткие сведения из истории макраме. Знакомство с возможностями данной техники.

Материалы для плетения (пеньковая веревка, шелковый, льняной, синтетический шнур, шпагат и т.д.) и приспособления (полумягкая подушка, дощечка, струбцины, крючки, швейные булавки, ножницы, сантиметровая лента и т.д.) Констркутивные детали, позволяющие сохранять форму плетенного полотна в абажурах, кашпо, сумочках. Декоративные элементы в технике «макраме».

Основные узлы и узоры. Композиционные и орнаментальные узлы. Расчет длины нити. Приемы начала и окончания работы. Приемы расширенного плетеного полотна.

     Практические  работы

Крепление нитей на основе, используя приемы «замочком налицо», «замочком наизнанку», «расширенного крепления». Плетение основных узлов и узоров(геркулесов узел,  цепочка из квадратных узлов, пико в цепочке из квадратных узлов, витая цепочка, шахматка на уголок, шахматка от уголка, узоры из диагональных, горизонтальных репсовых узлов, ромб, зиг-заг, листочки из репсовых узлов.

     Варианты объектов труда

Кашпо для цветов; панно, корзина с конструктивными деталями (по выбору), кулоны, браслеты, декоративные пояса и ремешки, игрушки, ажурные салфетки.

 

Художественная вышивка гладь (10ч)

 

     Основные теоретические сведения

История возникновения и развития вышивки и вышивальных промыслов. Классификация вышивки. Применение вышивок при оформлении интерьера, в отделке современных швейных изделий.

Рабочее место вышивальщицы. Материалы, инструменты, приспособления, необходимые для ручной вышивки.

 Основы композиции. Цветоведение. Формообразование.

Счетная и свободная вышивка. Гладь: белая, Александровская, Владимирская. Элементы золотого шитья.

     Практические работы

Подготовка к вышивке. Технология глухой ручной вышивки. Технология выполнения швов: стебельчатый, тамбурный, козлик, односторонняя и двусторонняя гладь. Строчевая вышивка (мережки: кисточка, в раскол, столбик, ажурная. Способы обработки края изделия.

Выбор рисунка и цветового решения. Перевод рисунка на ткань. Изготовление салфетки, дорожки с использованием строчевой вышивки и глади. Оформление края салфетки, окончательная отделка.

     Варианты объектов труда

Салфетки, панно(батик и вышивка), подарочный мешочек, оформление вышивкой швейного изделия.

 

Аппликация (8ч)

 

     Основные теоретические сведения

Краткие сведения из истории создания аппликации. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве. Симметрия и асимметрия в композиции. Геометрический орнамент. Художественное оформление изделия различными материалами: бисером и блестками, кожей, мехом, пухом, шерстью, вышивкой гладью, крестом и др. Съемная аппликация.

Возможности аппликации, его связь с направлениями современной моды.

     Практические работы

Зарисовка эскиза изделия в технике аппликации. Подбор тканей по цвету, рисунку и фактуре, подготовка их к работе. Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги для выкраивания элементов орнамента. Раскрой ткани с учетом направления долевой нити. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов. Особенности обработки края рисунка у осыпающихся и не осыпающихся тканей.

     Варианты объектов труда

Эскиз художественного оформления швейного изделия. Диванная подушка. Художественная заплата . Прихватка, салфетка, диванная подушка.

 

Лоскутное шитье(8ч)

 

     Основные теоретические сведения

История появления лоскутной техники в России. Гармоничное сочетание красоты и пользы в лоскутных изделиях. Ритм цвета и силуэтов, тональный и цветной контраст в лоскутном шитье, выполненном на основе геометрических фигур. Квадрат – как базовая форма(модуль) лоскутной композиции. Многообразие приемов создания силуэта модуля в лоскутной технике посредством соединения геометрических фигур на основе осевой симметрии. Приемы выделения зрительного центра в лоскутном квадрате-модуле, выполненном способом «колодец»(контраст цвета, формы и  размера центрального квадрата). Достижение эффекта объема за счет нарастания или затухания напряженности в тоне и цвете деталей на противоположных сторонах квадрата-модуля.

Сетчатая основа орнамента в лоскутном шитье. Варианты композиции внутри квадрата-модуля на основе соединения геометрических фигур разной формы и размера, одинаковой формы и размера.

Традиционные мотивы лоскутного шитья – «звезда», «вертушка» и др., полученные на основе варьирования формы и размера цветового решения внутри модуля.

     Практические работы

Приемы подбора деталей квадрата-модуля по цвету и тону, их кроя и сшивания. Поиск варианта соединения квадратов-модулей в композицию.

Приемы кроя и сшивания деталей при выполнении сложного квадрата-модуля. Создание эффекта статичности и динамичности в лоскутной композиции на основе экспериментирования с деталями треугольной формы.

     Варианты объектов труда.

Коллективные композиции «Ивановские ситцы», «Шуйские гармошки», «Весна», «Зима», подставка под заварной чайник.

Коллективные композиции «Звездный калейдоскоп», «Космические миры», «Осенний вихрь».

 

Ришелье(10ч)

 

     Основные теоретические сведения

История развития прорезной вышивки ришелье, ее особенности. Применение вышивки ришелье в народном и современном костюме, в оформлении интерьера дома.  Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке ришелье.

Материалы и приспособления.  Подготовка к вышивке. Основные виды швов в прорезной вышивке ришелье: прямая петельная брида, разветвленная брида, брида с пико, перекрещенные бриды. Вышивание по схемам и рисункам. Вырезание ткани с изнаночной стороны.

     Практические работы

Зарисовка образцов вышивки. Выбор ткани и ниток для вышивания. Подбор рисунка. Перевод рисунка на ткань. Выполнение петельного шва и обработка брид по схеме и рисунку. Вырезание соответствующих участков ткани с изнанки. Окончательная отделка. ВТО.

     Варианты объектов труда

Скатерть, салфетка, наволочка, занавеска, воротник, манжеты, носовой платок.

 

IV. Проектная работа

 

Выставка творческих работ

 

IV ГОД ОБУЧЕНИЯ

 

Введение (1ч)

 

Раздел I. Аранжировка цветов (16ч)

 

Основы флористики (4ч)

 

     Основные теоретические сведения

История аранжировки. Букеты различных эпох, их символика, формы. Аранжировка и ее виды, стили. Выразительные средства цветочной композиции (масштабность, расположение, симметрия, равновесие, группировка, линия, форма, пропорции, контраст, свет и цвет, тени и фон). Основные формы композиции: симметричные, асимметричные, круг, прямоугольник, треугольник. Тенденции современной флористики и аранжировочных материалов.

     Практическая работа

Зарисовка основных схем и форм по композиционному размещению букета различных эпох, основных средств выразительности цветочной композиции.

     Варианты объектов труда

Подбор аранжировочного материала, работа над схемами цветочных композиций, просмотр информационного компакт диска «Декоративные композиции».

Простейшие цветочные композиции.

 

Аранжировка из живых цветов (4ч)

 

     Основные теоретические сведения

Правила размещения цветов в интерьере, выбор типов цветочниц и их материал; подбор растений по видовому составу и размерам. Правила ухода за цветами. Праздничное убранство зала.

 Букеты и композиции в плоских вазах, в высоких вазах, в корзине; настенные композиции; подвесные букеты – шары. Аранжировка на плетении из соломы, ивы и на макраме; оригинальность и экзотичность.

      Практическая работа

Просмотр информационного диска «Декоративные композиции». Зарисовка основных композиционных схем и аранжировок. Аранжировка из живых цветов.

     Варианты объектов труда

Букет, бутоньерка, венок, корзина.

 

Композиции из искусственных цветов и сухоцветов(4ч)

 

     Основные теоретические сведения

Разнообразие тем для составления цветочных композиций. Гармония элементов с его темой. Технология обработки сухоцветов: сушка, окраска, хранение. Коллажи и плоскостные композиции из сухоцветов. Дизайн интерьера с помощью композиций из сухоцветов.

     Практическая работа

 Просмотр информационного диска «Декоративные композиции». Подбор аранжировочного материала по теме. Самостоятельное изготовление композиции на выбранные темы.

     Варианты тем для аранжировки

«Цветы моей родины», «Цветы и керамика», «Цветы и хрусталь», «Осенний вернисаж», «Осенняя песня», «Лето красное», « Нежность», «Дары осени» и т.д.

 

Коллаж из природных материалов(4ч)

 

      Основные теоретические сведения

Флористический коллаж и коллаж из природных материалов, их особенности. Основные материалы и приспособления, инструменты. Заготовка природного материала. Композиционное и цветовое решение коллажа.

      Практическая работа

Подбор материалов по цвету, текстуре, размеру, тематике. Подготовка фона. Создание коллажа по выбранной теме.

     Варианты объектов труда

Панно просвечивающее, классическое, романтическое.

 

Раздел II. Художественная и декоративная обработка кожи(22ч)

 

Инструменты и дополнительные материалы (2ч)

 

     Основные теоретические сведения

Разнообразие инструментов для работы с кожей (отвертки, гвозди, плоскогубцы, ножи прямые и кривые, портновские ножницы и ножницы «зиг-заг», шило, резец, предметы из маникюрного набора, скальпели, пинцеты, пробойники, молоток, накатки с зубчатыми колесами). Правила ТБ при работе с различными инструментами. Организация рабочего места.

Использование кремов, клея, масел в работе с кожей.

     Практическая работа

Подготовка кожи к работе( мойка и чистка, сушка и разглаживание, жирование и окрашивание). Разметка и раскрой кожи для обтягивания шкатулки, заколки.

     Варианты объектов труда

Шкатулка, заколка, кулон.

 

Способы обработки кожи (5ч)

 

     Основные теоретические сведения

Особенности свойств кожи и их отражение в выборе композиции и форме. Приемы обработки кожи, необходимые для них материалы и инструменты. Шитье. Виды швов. Перфорация и оплетка, их применение. Соединение двух деталей.

     Практическая работа

Изучение приемов обработки кожи.

     Варианты объектов труда

Пояс, кошелек, косметичка, футляр для сотового телефона.

 

Декоративная обработка кожи (10ч)

 

     Основные теоретические сведения

Приемы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм. Художественные особенности декоративной обработки кожи. Способы декорирования изделий: плетенки, косички, вышивка по коже, обтяжка, термо- и влагообработка кожи, жмурка, тиснение, гравировка, штамповка, резьба, выжигание, интарсия, золочение, батик.

     Практическая работа

Овладение способами декоративной обработки кожи на объектах труда.

     Варианты объектов труда

Миниатюрные композиции, декоративные пояса, ремешки, заколки, кулоны,

 

Ювелирка из кожи . Реставрация текстильных и тканевых изделий (6ч)

 

     Основные теоретические сведения

Использование  кожи в создании новых вещей.

     Практическая работа

Изготовление бижутерии из кожи, используя различные способы ее обработки.

Варианты реставрации кожей подлокотников, брюк, порванных детских изделий, варежек, теплой одежды. Кожаные вставки в одежде. Кожаные пуговицы.

     Варианты объектов труда

Кулоны, браслеты, заколки, ободков для волос, броши, серьги, комплекты.

Варежки, перчатки, шляпки.

 

 

Раздел III. Художественная обработка текстильных материалов(34ч)

 

Вышивка по картону изонить (6ч)

 

     Основные теоретические сведения

Материалы, инструменты для работы. Композиции в технике «изонить». Технология заполнения различных углов, окружностей. Варьирование углов, окружностей в композициях.

     Практическая работа

Деление окружности на 3,4,5,6,8,10, 12 частей. Подбор ниток в зависимости от цвета основы. Составление эскиза для вышивки. Вышивание композиций по собственным эскизам.

     Варианты объектов труда

Панно, рамка для фотографии, закладка.

 

Вышивание лентами (12ч)

 

      Основные теоретические сведения

Лента и вышивка, немного об истории. Основные приемы( подготовка ленты, работа с иголкой, закрепление ленты), простейшие швы( прямой, ленточный) и узелки. Фоновая роспись и роспись ленточек. Цветовое решение фона и ленточек. Технология вышивки различных цветочных мотивов на основе прямого, ленточного, тамбурного швов и узелочков (астра, лютик, ипомея, дельфиниум, ирисы, колокольчик, лилия и т.д.). Бутоны роз и анютины глазки в вариантах для стола, ванной комнаты, сумочек, шапок и т.д.

     Практическая работа

Составление эскиза композиции для вышивки. Подбор лент и основы по цвету. Подготовка ленты к работе. Роспись фона и ленточек. Вышивание цветочных и растительных мотивов.

     Варианты объектов труда

Панно, картина, украшение шапок, платьев, кофточек и т.д.

 

Ковровая вышивка (16ч)

 

     Основные теоретические сведения

Материалы, приспособления и инструменты для выполнения ковровой вышивки. Организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Способы заправки пряжи в иглу. Основные приемы работы. Технические условия. Петельные стежки. Частичная и полная стрижка петель. Обработка края готового изделия. Технология изготовления бахромы.

     Практическая работа

 Выбор рисунка и основы для вышивания. Увеличение и уменьшение. Перевод рисунка на ткань. Натягивание ткани на раму. Вышивка петельными стежками. Изготовление бахромы.

     Варианты объектов труда

Коврик для детской комнаты, панно.

 

Раздел IV. Художественные изделия из бисера и блесток(36ч)

 

Вышивание бисером и блестками (10ч)

 

     Основные теоретические сведения

Из истории возникновения вышивки. Применение вышивки бисером и блестками в народном и современном костюме. Аппликации и вышитые вырезные мотивы в оформлении современной одежды.

Разметка размера рисунка и способы перевода рисунка на ткань в зависимости от структуры ткани. Основные приемы работы с основными материалами (бисером, бусами, блестками, стеклярусом и т.д.). Нашивание бисера и блесток швом «вперед иголку», «за иголку». Приемы заполнения площадей фигур. Хранение и восстановление изделий из бисера и блесток.

     Практическая работа

Подбор ниток и игл для вышивания бисером. Упражнения : петельная бахрома и кисточки, ажурная (решетчатая) шнуровка. Построение узора мотива «розетка» и выполнение.

Нашивание блесток и бисера по кругу (объект – тухъя для куклы), швом «вперед иголку» - зигзаг

Изготовление петельной бахромы и кисточек.

     Варианты объектов труда

Чувашские головные уборы и нашейные, наплечные украшения. Декоративное панно или украшение готовой композиции. Художественная отделка кошельков, косметичек, предметов одежды.. Монограммы

 

Плетение бисером(26ч)

 

     Основные теоретические сведения

Значение бисерных изделий в жизни человека и ДПИ, Возможности бисерного рукоделия. История развития бисерного рукоделия.

Рабочее место бисерщицы. Материалы (бисер, бусы, рубка, стеклярус, леска), инструменты и приспособления для работы бисером. Основные приемы низания бисера. Построение орнамента на схемах. Цветовая гамма. Техника низания бисера и стекляруса.

    Практическая работа

 Сортировка бисера. Плетение чувашского национального узора по составленным и готовым схемам.

    Варианты объектов труда

Узоры для чувашских головных уборов тухъя и хушпу, нашейных украшений суха, нагрудных украшений.

Колье, браслет, серьги, комплект. Цветы из бисера.

 

Проектная работа(30ч)

 

Выставка творческих работ(4ч)

 

Рекомендуемая литература

 

1.      Алпатова Н.А. Русское декоративное искусство.-М.; 1962.

2.      Алферова Е.А. Букет из сухих трав //Школа и производство,- 1999, - №5. – с.59.

3.      Анцыгина А.А. Учимся вышивать.-Чебоксары., 1992.

4.      Аполозова Л. Украшения из бисера. М., - 1999.

5.      Архангельская М. Вышивка по картону// Школа и производство. -1996.-№3.- С.58

6.      Банакина Л.В. Материалы для лоскутного шитья // Школа и производство. -2000.-№3.- С.40

7.      Банакина Л.В. Обрезки ткани – в дело// Школа и производство. -2000.-№1.- С.50

8.       Бирюков Л.Ю. Западно-Европейское кружево XVI-XIXвв.-Л.-1959.

9.      Богуславская Н.Я. Русская народная вышивка.-М.,1972.

10.  Васильева Л.Г. Чувашское орнаментальное и устное народное творчество дошкольникам.-Чебоксары, 2001.

11.  Вышивание, вязание, поделки из кожи: Сост. Т.А.Гончарова.-М., Знание,1993.

12.  Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приемы. Изделия .-М.,2003.

13.  Вязание на спицах: модные модели для всей семьи.-СПб Регата, 2000.

14.  Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках.-М.,1986

15.  Детская домашняя энциклопедия:в2т.-М.-1995.

16.  Домашний уют своими руками.-М.,2000.

17.  Дом и ты в нем/Под ред. Л.Г.Филимончук.-Киев, 1995.

18.  Жачева Е. Чувашская вышивка. Чебоксары,2006.

19.  Ерзенкова Н.В. Свой дом украшу я сама.-Минск., 1994.

20.  Задворная Т.Д. Аранжировка цветов.-М.,1994.

21.  Иванова Ю.Б. Лоскутная мозаика России // Школа и производство. -2002.-№3.- С.42

22.  Кирякина С.Б. Бисер и изделия из него // Рукоделие. АО Асцедент.,1994.

23.  Кит Никол. Искусство вышивки: секреты мастерства, Изд. Группа «Контэнт»,2004.

24.  Кожа в умелых руках. Сборник (Ред.-сост: О.Г.Жукова.-М.,1997.

25.  Колокольцева С.И. Макраме для всех.-Смоленск:Русич., 1997.

26.  Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995.

27.  Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей: Кн. Для учащихся.-М.,1993.

28.  Крут С. Роспись по ткани. Батик: Практическое пособие. –СПб: Корона принт, 2000.

29.  Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции.-М., 1998.

30.  Леви С. Вышивка бисером и блестками. Новые техники и узоры. –М.,2005.

31.  Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутки.-М., 1998.

32.  Максимова М.В. Азбука вязания.-Т., Мехнат,1992.

33.  Нестеренко О.Н. Краткая энциклопедия дизайна.-М., 1994.

34.  Основы изобразительного искусства /Под ред. Н.М.Сокольниковой. В 4 ч.-Обнинск., 2001.

35.  Остроухова Е.Н. Машинная вышивка. Ташкент,1993.

36.  Программа образовательной области «Технология»/А.С.Тихонов, Ю.Л.Хотунцев, В.Д.Симоненко.,-М.,1996.

37.  Программы для общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение в сельской школе СЕЛЬСКИЙ ДОМ И СЕМЬЯ 5-9 классы/Под ред. В.А.Кальней.-М., «Просвещение» 2001

38.  Примерная программа основного общего образования по направлению  «ТЕХНОЛОГИЯ. ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД»

39.  Полная энциклопедия женских рукоделий.- М., 1992.

40.  Рукоделие. - АО «Асцедент».,1994.

41.  Скребцова Т.О. Объемные картины из кожи. –Ростов н/Д., 2005.

42.  Соколовская М.М. Знакомьтесь с макраме. -М., 1986.

43.  Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальной школе –М.,1999.

44.  Сычева Л. Вышивка: ручная, машинная, мережки.- Челябинск, 1992.

45.  Технология: Учебник для учащихся 5 классов (вариант для девочек) /Под ред. В.Д.Симоненко.-М.,2000.

46.  Технология: Учебник для учащихся 6 классов (вариант для девочек) /Под ред. В.Д.Симоненко.-М.,2000.

47.  Технология: Учебник для учащихся 7 классов (вариант для девочек) /Под ред. В.Д.Симоненко.-М.,2000.

48.  Технология: Учебник для учащихся 8 классов  /Под ред. В.Д.Симоненко.-М.,2000.

49.  Три солнца Татьяны Шарковой. Каталог-альбом.-Чебоксары,2003.

50.  Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие.-Ростов н/Д, 2000.

51.  Чернякова В.Н. Технология обработки ткани: Учебн.для учащихся 5 кл. –М., 1999.

52.  Чернякова В.Н. Технология обработки ткани: Учебн.для учащихся 6 кл. –М., 1999.

53.  Чернякова В.Н. Технология обработки ткани: Учебн.для учащихся 7-9 кл. –М., 2000.

54.  Энн Кокс. Вышивка шелковыми ленточками. Кристина & К.-2006.

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".