Сайт-портфолио учителя МОУ "Ефремкасинская ООШ"

Петуховой Татьяны Германовны

ИЗО 6 класс

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

 

п/п

Тема, раздел

К/ч

Основное содержание

Контрольный результат

Оборудование

1-8

I ЧЕТВЕРТЬ. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

8

Овладение навыками графического изображения карандашами разной твердости

Защита рефератов по теме; создание рисунка по замыслу.

 

1

Введение. Изобразительное искусство в  семье пластических искусств.

1

Искусство и его виды. Пластические и пространственные виды искусства и их деление на 3 группы: конструктивные, декоративные и изобразительные

Свободная тема.

Репродукции картин разных жанров искусства, фотографии архитектурных сооружений, предметы декоративного искусства

2.

Рисунок – основа изобразительного искусства.

1

Виды рисунка. Зарисовка. Набросок с натуры. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и выразительные возможности.

Зарисовка с натуры и по памяти отдельных травянистых растений и веточек. Работа карандашами разной твердости.

Образцы рисунков разных видов; образец рисунка травянистых растений или веточек; эскизы художников к знаменитым картинам

3-4

Пятно – как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

2

Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное и светлое. Тональная шкала. Композиция места. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.

Изображение различных осенних состояний в природе: ветер, дождь, туман, яркое солнце, тени. Работа красками.

И.Е.репин «Запорожцы», В.И.Суриков «Боярыня Морозова», А.И.Куинджи «Березовая роща», «Ночь на Днепре», «Днепр утром»

5

Цвет. Основы цветоведения.

1

Основные и дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплое и холодное. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Свойства цвета.

Изображения сказочных царств ограниченной палитрой «Царство Снежной Королевы», «Изумрудный город» «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца»

Таблицы «Цветовой круг», образцы педагогического рисунка; квадраты разных цветов. К.Петров-Водкин «купание красного коня». Леонардо да Винчи «автопортрет».

6

Цвет в произведениях живописи

1

Понятия: «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция.

Изображение осеннего букета с разным настроением – радость, грусть, нежность.

К.А.Коровин «Зимой», А.И.Куинджи «Ночь на Днепре», И.Е.Репин «Государственный совет»

7

Объемные изобрадения в скульптуре

1

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре и их свойства.

Объемные изображения животных в различных материалах: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы

Репродукции скульптур из разных материалов. Микеланджело. А.С.Голубкина, О.Роден.

8

Основы языка изображения

1

Обобщение материала темы: Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности.

Свободная тема

П.Брейгель «Падение Икара»,В.Хеда «Завтрак с омаром»П.П.Кончаловский «Сирень в кошелке на полу»

9-15

II ЧЕТВЕРТЬ. Мир наших вещей. натюрморт

7

Поэтапное накопление и систематизация сведений о натюрморте; овладение навыками изображения натюрморта

Самостоятельный анализ работ художников в жанре натюрморта

 

9

Художественное познание: реальность и фантазия

1

Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения.

Работа карандашами на тему «Этот фантастический мир»

В.И.Суриков «Покорение Сибири Ермаком», В.М.Васнецов «Иван-царевич и Серый волк»

10

Изображение предметного мира – натюрморт

1

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в живописи, в графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его роль в истории искусства

Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов(кухонной утвари). Работа красками.

В.Хеда «Завтрак с ежевичным пирогом», работы В.В.Гога, Поль Сезанн «Персики и груши», А.Матисс «Красные рыбки», работы Машкова, И.А.Коровина, И.Э.грабаря.

11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

1

Формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Выразительность формы.

Конструирование из бумаги простых геометрических тел

Геометрические тела

12

Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива

1

Плоскость и объем. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса

Построение конструкций из нескольких геометрических тел, выполнение зарисовок карандашом

В.Серов «Петр I», М.Сарьян «В старом Ереване», В.И.Суриков «Боярыня Морозова», И.Е.Репин «Запорожцы»

13

Освещение. Свет и тень

1

Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия: свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень. Свет как средство организации композиции в картине

Изображение геометрических тел из дерева или бумаги с боковым освещением. Работа красками

Геометрические тела, образцы педагогического рисунка, В.Поленов «Московский дворик»

14

Натюрморт в живописи. Цвет в натюрморте

1

Цвет в живописи и богатство выразительных возможностей. Собственный цвет предмета и цвет в живописи. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Материалы и инструменты; их влияние на выразительность художественных техник

Изображение натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственыый и т.д. Работа красками, гуашью

К.Коровин «Рыбы, вино, фрукты», К.Петров-Водкин «Утренний натюрморт», М.Врубель «Роза», Шарден «Атрибуты искусства»

15

Выразительные возможности натюрморта

1

Обобщение темы. Предметный мир в изобразительном искусстве и выражение переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений окружающего мира

Выставка лучших работ учащихся. Экскурсия по выставке. Выступления «экскурсоводов», «критиков», «авторов» картин

И.Т.Хруцкий «Цветы и плоды», М.С.Сарьян «Ереванские цветы»

16-26

III четверть. Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве

12

Изучение основ создания портрета; освоение практических навыков портретного изображения

Самостоятельная творческая деятельность

 

16

Образ человека – главная тема искусства

1

Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.

Свободная тема. Работа красками.

Репродукции картин с изображением портретов разных эпох, репродукции картин Леонардо да Винчи»

17

Конструкция головы человека и ее пропорции

1

Закономерности в конструкции головы человека. Пропорции человеческого лица. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

Изображение головы человека

Методические таблицы «Пропорции человеческого тела», «Пропорции лица»

18

Изображение головы человека в пространстве

1

Поворот и ракурс головы. Соотношение лицевой и черепной части головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа

Объемное конструктивное изображение головы. Работа карандашом

Методические таблицы «Пропорции человеческого тела», «Пропорции лица»

19-20

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

2

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение. Расположение на листе. Линия и пятно

Рисунок набросок с натуры

Методические таблицы «Пропорции человеческого тела», «Пропорции лица»; образцы рисунков головы человека в разных ракурсах; Рембрандт «Портрет старушки», П.Корин «Портрет Коненкова», М.В.Нестеров «Портрет скульптора Мухиной»

21

Портрет в скульптуре

1

Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры

Портрет литературного героя с явно выраженным характером из пластилина

Мирон»дискобол», Леохар «Апполон Бельведерский», Лисипп «Геракл, борющийся со львом», «Афродита Милосская», Тутмес «Голова Нефертити», «Статуя Рахотепа и его жены Нофрет», «Статуя Каапера»

22

Сатирические образы человека

1

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей

Репродукции различных видов карикатуры, образец педагогического рисунка

23

Образные возможности освещения в портрете

1

Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет: направленный сбоку, снизу, рассеянный, изображение против света, контрастность освещения

Наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении. Черная акварель

Работы Рембрандта портретного жанра, Караваждо «Юноша с лютней», В.Пукирев «Неравный брак», Э. Манэ «Завтрак на траве»

24

Портрет в живописи

1

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в 16-19 и 20 вв.

Зарисовки композиций портретов с натуры в карандаше

Рафаэль «Сикстинская Мадонна», «Мадонна Конестабиле», Микеланджело «Давид», Рембранд «Автопортрет», К.Брюллов «Автопортет», «Последний день Помпеи»

25

Роль цвета в портрете

1

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура

Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека

Рембрандт «Портрет старушки» Ф.С.Рокотов «Портрет неизвестной в розовом платье», Д.Г.Левицкий «Портрет М.А.Дьяковой», В.А.Серов «Девочка с персиками»

26

Великие портретисты

1

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Чтение докладов и рефератов по теме четверти

Презентация работ-портретов. Отчет по рефератам, их оценка и анализ

Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной», О. Кипренский «Портрет А..С. Пушкина»

27-34

IV четверть. Человек и пространство в изобразительном искусстве

8

Теоретические основы о видах, жанрах, предмете изображения в изобразительном искусстве; закрепление практических навыков изобразительной деятельности при создании творческих работ

Работа карандашом, с палитрой; аппликация, графика; индивидуальное и коллективное творчество

 

27

Жанры в изобразительном искусстве

1

Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи

Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и тематический жанр

Репродукции картин разных жанров.

28

Изображение пространства

1

Виды перспективы в изобразительном искусстве. Перспектива как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта и средневековья. Движение фигур в пространстве. Ракурс в искусстве Древней Греции

Пространство иконы, его смысл.  Открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота

В. Серов «Петр 1», искусство Древенй Греции, Египта, Сведневековья и эпохи Возрождения, Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», Ж.-Л.Давид «Клятва Горациев»

29-30

Правила линейной и воздушной перспективы

2

Перспектива как учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов – перспективные сокращения точка схода. Правила воздушной перспективы и изменения контрастности

Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил перспективы. Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой

Методическая таблица «Пространственная модель построения перспективного изображения», Левитан «Вечерний звон» А.Грицай «Летний сад», И.Шишкин. «Полдень. В окрестностях Москвы»

31

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства

1

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир. Роль выбора формата. Высота горизонта

Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир» , «Путь реки» и пр. Коллективная работа в технике аппликации

Работы нидерландских мастеров 15-16 столетий, работы пейзажистов барбизонской школы в Англии Антуана Ватто, Джона Констебла. Голландская живопись 17 в., пейзаж в китайском искусстве, художники-импрессионисты(К.Моне, К.Писсаро, П.Гоген), работы русских пейзажистов И.Шишкина, А.Куинджи, А.Саврасова

32

Пейзаж – настроение. Природа и художник

1

Природа как отклик переживаний художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже.

Пейзаж – настроение. Работа по представлению. Изменчивые и яркие цветовые  состояния весны.

Репродукции картин художников-пейзажистов. Ф.Васильев «Мокрый луг», С.Ф. Щедрин «Терраса на берегу моря». Учебный пейзаж-таблица «Изменение в пейзаже отношений по тону и цвету в разное время суток»

33

Городской пейзаж

1

Образы города в истории искусства и в российском искусстве 20 в.

Работа над графической композицией « «городской пейзаж», «Мой город». Техника: аппликация

А.Машков «городской пейзаж», А.Куприн «Сокольники. Каланча», А.Лентулов «Звон», В. Поленов «Московский дворик»

34

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

1

Обобщение материала года. Значение изобразительного искусства в жизни людей.

Выставка лучших работ учащихся за учебный год. Урок - викторина

А. Саврасов «Грачи прилетели», В.Суриков «Переход Суворова через Альпы», «Боярыня Морозова», И.Левитан «Март», В.Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Сельский крестный ход на Пасхе», Ф.Решетников «Опять двойка», И.Репин «Не ждали», К.Брюллов «Последний день Помпеи», В.Васнецов «Богатыри»

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".