Сайт-портфолио учителя МОУ "Ефремкасинская ООШ"

Петуховой Татьяны Германовны

Открытый урок МХК в 10 классе

 

Тема: Мифология Древнего Египта

 

Класс: 10

 

Цель: Формирование представлений  о многообразии богов древних египтян и показать связь искусства с мифологией.

 

Задачи: Расширение кругозора учащихся; развитие умения осмысливать законы и явления природы через мифологические образы; развитие образного мышления и формирование эмоциональной сферы личности.

 

Методическое оснащение урока:

Зрительный ряд: 1) Рисунок на папирусе с изображением Геба и Нут, поддерживаемой своим отцом Шу;

2) Анубис подготавливает тело к захоронению. Из «Книги мертвых»

3) Статуя Исиды, кормящей сына Гора, из некрополя Балана или Кустул в Нубии (ок. 350-700 гг. до н.э.)

4) Богиня запада Хатор с богом Гор

5) Фиванская триада богов

6) Мемфисская триада богов

7) Фрагменты документального фильма «Искусство Древнего Египта»

8) Фрагменты диафильма «Культура Древнего Египта»

9) Таблицы с изображениями богов и священных животных древних египтян с их  характеристиками(Приложение1, Приложение2)

10) Иллюстрации к мифу «Сказание об Осирисе», выполненные учениками прошлых лет.

Литературный ряд: Тексты мифов: «О сотворении мира», «Борьба Ра с Апопом», «Возвращение Тефнут в Египет», «Сказание об Осирисе»

 

Содержание урока

 

1. Исторические условия и духовная атмосфера.

2. Формирование мифологических представлений древних египтян и закрепление их в «Текстах пирамид», «Текстах саркофагов» и «Книге мертвых».

3. Местные культы и первые боги.

4. Основные мифологические циклы в древнем Египте.

5. Пантеон богов с объединением Египта. Их родственные связи и особенности изображения.

6. Солярные  мифы.

7. Культ Осириса и распространение земледелия в Египте.

8. Связь искусства и мифологии в Древнем Египте.

9. Египетская мифология в наши дни.

 

ХОД УРОКА

 

I.                   ВВОДНАЯ БЕСЕДА

 

1. Египет – древнейшее государство мира, об истории которого сохранилось немало исторических интересных сведений.

Египет расположен на узкой полоске плодородной земли вдоль течения Нила между Сахарой и Красным морем. Ежегодные разливы реки превратили каменистую пустыню в цветущую долину; экономическое процветание привело к усложнению отношений в обществе и создало условия для появления в Египте первого в истории человеческой цивилизации государства с исключительно своеобразными нравами, обычаями и верованиями.

Древний Египет был страной многих богов и богинь, которые ведали различными сторонами жизни людей и их отношениями с природой. Поклонение стихиям (ветру, воде, солнцу, земле) – черта всех древнейших верований человека.

 

2. Египетская мифология начала формироваться в 6-4 тысячелетии до н.э. В отличии от других культур, египетская довольно долгое время не записывала рассказы о своих богах. Отсутствие связной письменной мифологии наводит на мысль, что эти сказания в большинстве своем передавались изустно, предоставляя рассказчику свободу их толкования. При отсутствии канонов, мифы могли использоваться в различных целях, будь то ритуалы, молитвы или магические заговоры. Сохранение мифов в таком изменчивом, «текучем» виде соответствовало особой египетской форме религиозного синкретизма, при котором происходило смешение функций и могущества двух или более божеств.

Большая часть свидетельств о них дошла до нас в кратких косвенных упоминаниях в религиозных текстах, начертанных на стенах гробниц, саркофагов, храмов и из «Книги мертвых»

 (Рисунок1, Рисунок2;  показ фрагментов документального фильма «Искусство Древнего Египта» с росписями и рельефными изображениями гробниц и саркофагов).

 

               

Рис.1                                                         Рис.2

 

 

 3. Сложностью изучения египетской мифологии является  то, что на протяжении многих столетий египтяне жили в отдельных областях – номах. В каждом номе почитали своих богов. Позднее, учитывая природу той или иной области, историю и местные потребности ее жителей, местные «номовые» божества сгруппировались в триады во главе с богом  - покровителем нома (демиургом).

Так, в Мемфисе богом-демиургом считался Птах – создатель всей Вселенной. Его изображали ремесленником и расписывали как мумию. Его женой была Сохмет – богиня войны в образе свирепой львицы. Их сын – дитя Солнца и бог Лотоса – Нефертум (Рисунок3).

                           Рис.3                                      Рис.4

С эпохи Среднего царства все большее завоевание получил фиванский бог Амон(«сокрытый», «потаенный»). Супругой Амона была богиня неба Мут. У них был сын – лунный бог – ребенок Хонсу ( Рисунок 4).

Древнеегипетская мифология отличается большим разнообразием священных животных. Их место, особенности изображения и функции приведены в Приложении1.

Относясь с осторожностью к окружающим их существам, опасным для них, египтяне представляли богов в человеческом облике и молились им о благосклонности и защите. Многие божества изображались с головами животных в знак символического напоминания об их природе и власти, а боги с человеческими головами в качестве украшения или вместо короны носили на голове свой зооморфный символ.

 

Вопрос: Как вы думаете, какие мифологические темы(циклы) особенно популярны были в Египте?

 

4.В древнеегипетской мифологии было 3 основных мифологических цикла:    

1) Мифы о сотворении мира (космогонические);          

2) Солярные мифы – мифы о борьбе Солнца со своими недругами( «Борьба Ра с Апопом», «Возвращение Тефнут в Египет»);

3) Культ Осириса («Сказание об Осирисе»).

В мифах о сотворении мира первоначально представлялось, что мир это Хаос, первозданная пучина вод – Нун. Из Хаоса вышли боги, создавшие землю, небо, людей, животные и растения. Первым богом было Солнце. Но космогонических мифов у египтян было много. Возможно, в каждой местности существовал свой миф о начале мира, где главная роль отводилась местному божеству.

В одном из мифов говорится, что из вод вышел холм, на котором распустился цветок лотоса, а оттуда появилось дитя – Солнце (Ра). В других мифах появление Солнца связывается с яйцом, снесенным на поднявшемся из хаоса холме птицей Гоготун.

Существовал миф, согласно которому Солнце было рождено в виде теленка огромной коровой – небом. Наряду с этим, существовали представления о богине неба – женщине, которая утром рождает Солнце, вечером проглатывает его – в результате наступают день и ночь.

 В некоторых мифах прародителями выступают мужские божества. Так, в гелиопольском мифе таким прародителем является бог Атум, впоследствии отождествленный с богом Солнца Ра.

 

II. АКТИВИЗАЦИЯ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ

 

Обсуждение с детьми прочитанного мифа «Как был сотворен мир» по вопросам.

 

  1. Что сотворил Атум прежде всего и почему? (Холм Бен-Бен, чтобы спасти себя от утопания в безмерном и бескрайнем океане)
  2. Какие боги были сотворены богом Атумом и почему они были созданы именно в таком порядке? (Вначале Атум создал бога ветра Шу и богиню Тефнут. Без ветра океан вновь мог замереть и остаться неподвижным. Богиня влаги и дождя Тефнут должна была подчинить себе воды океана)
  3. Расскажите, что изменилось с появлением бога Солнца Ра? (Он дал миру долгожданный свет, а его слезы радости превратились в людей)
  4. В начале творения, согласно египетскому мифу, небо и земля были слиты воедино. Какая причина их разъединила? ( Дети Шу и Тефнут Геб(бог Земли) и Нут(богиня Неба) появились на свет крепко обнявшимися и очень любили друг друга. Но ссора по поводу того, что Нут постоянно пожирала своих детей – звезд, внесла разлад в их отношения. Чтобы положить конец их разладу, Ра велел богу ветра разлучить их, вызвав ураган и страшную бурю)
  5. Каким событием закончился миф о сотворении мира? (Небо отделилось от земли; зачернели острова, появились горные хребты, возникли материки и потекли реки; люди покинули холм Бен-Бен и разбежались по долинам, они построили города, храмы для богов, стали обрабатывать земли; наступил золотой век – когда люди и боги жили на земле совместно).

 

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

 

5. С объединением Верхнего и Нижнего Египта происходило слияние многих богов. В результате в едином царстве сложился свой пантеон верховных общеегипетских богов во главе с богом Атум (Ра). Проглотив собственное семя, он породил , выплюнув изо рта первую пару богов: Шу и Тефнут. Те в свою очередь породили вторую пару богов – богиню неба Нут и бога земли Геба, у которых родились боги Осирис, Исида, Сет и Нефтида. Особенности изображения и родственные связи этих богов приведены в Приложении 2.

Эти боги составили знаменитую гелиопольскую «девятку» - эннеаду (от греч. – «девятка». Боги-эннеады были первыми царями Египта.

 

6. В мифологических олицетворениях  явлений природы у египтян одно из первых мест занимает  солнце. Солярные мифы египтян были очень разнообразны. Они отражают две группы представлений:

О смене  времен  года;

О смене  дня  и  ночи.

Существовала легенда, что однажды богиня влаги Тефнут поссорилась со своим отцом, владыкой всего сущего Ра и, приняв облик львицы, покинула Египет, уйдя на юг в нубийскую пустыню. Тогда на Египет обрушилось страшное бедствие – засуха и начало песчаных бурь. Люди стали умирать от жажды и голода. Тогда Ра велел богу Шу найти Тефнут и вернуть ее обратно в Египет. Когда они вернулись, великая река Нил сразу разлилась и напитала водой луга и пашни, а на землю хлынул живительный дождь.

Вопрос: Как вы думаете, какое явление природы описывается в мифе «Возвращение Тефнут в Египет»? (Этот миф дает преставление о смене времен года)

 В солярных мифах также отражена борьба Солнца с мраком и злом, олицетворенным в образах чудовищ и различных страшных животных. Одним из наиболее страшных врагов Ра является владыка подземного мира огромный змей Апоп.

Пересказ учащимися краткого содержания мифа «Борьба Ра с Апопом».

(Миф повествует, что днем Ра плывет, освещая землю по небесному Нилу в барке Манджет, вечером подплывает к вратам преисподни и, пересев в ночную барку Месектет, плывет со своей свитой по подземному Нилу. Однако Апоп, желая воспрепятствовать плаванию Ра и погубить его, выпивает воду Нила. Между Ра и его окружением и Апопом начинается борьба, где победа остается за Ра: Апопу приходится изрыгнуть воду обратно. Ра продолжает свой путь, чтобы утром опять появиться на небесном Ниле).

Вопрос: Какие представления отражены в этом мифе? (Содержание мифа «Борьба Ра с Апопом» дает нам представление о суточном движении Солнца и его нисхождении на западный горизонт и  смены дня и ночи).

 

7. Третий основной цикл мифов древнего Египта связан с Осирисом.

Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Он – бог производительных сил в природе (В «Книге мертвых» назван зерном, в «Текстах пирамид» - богом виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности.

Осирис – самый популярный бог в религии древних египтян.

Существовал миф о смерти и воскресении Осириса. По этому мифу бог Осирис был царем Египта. Он установил для людей законы и научил их поклоняться богам. Он показал египтянам, как выращивать хлеб, плоды и делать виноградное вино, добывать золото и серебро.

 Был у Осириса младший брат Сет – бог пустыни и песчаных бурь, который очень завидовал Осирису и ненавидел его. Замыслил Сет погубить старшего брата и захватить власть над Египтом. Тайком измерив тело Осириса и изготовив красивый, отделанный резьбой и позолотой роскошный саркофаг, он явился на пир в царский дворец(Рисунок 5)

 «Кому придется впору, тому и достанется!» - сказал он. Гостей не удивил подарок: египтяне верили в загробную жизнь и смолоду готовились к ней. Но саркофаг был велик. Настала очередь Осириса. Едва он лег, как слуги сета захлопнули крышку и залили ее свинцом. Они подняли саркофаг и бросили его в воду Нила(Рисунок 6)

 

                      

Рис.5                                                                Рис.6

Сундук не утонул, потому что вода не могла причинить вреда тому, кто был богом природы и дальним потомком водной глади Нун. Море выбросило сундук на берег в стране Библ. Вокруг него вырос вереск, из которого царь страны Библ велел сделать колонну для своего дворца. Исида при помощи своих чар  нашла уже умершего Осириса внутри колонны и похоронила его в  тайном месте. Но Сет обнаружил гроб Осириса. Увидев мертвого Осириса, Сет пришел в ярость и разрубил тело своего брата на 14 частей, разбросав по всему Египту. Узнав о новой беде, Исида отправилась на поиски останков супруга и, плавая в папирусной лодке, собрала части тела Осириса. Исиде во всем помогала расставшаяся с Сетом Нефтида. Богини сложили части Осириса и смазали его тело божественными маслами при помощи бога Анубиса – знатока секретов бальзамирования, обмотали льняными лентами.

С помощью бога Ра и богини неба Нут Осирис ожил, а его тело проросло колосьями. Вот почему каждую весну, когда появлялись побеги, египтяне праздновали возрождение Осириса. Согласно другому мифу, после своей смерти Осирис ушел править в подземное царство. Вот почему на статуях и фресках Осирис всегда изображается в виде мумия.

Уже после смерти Осириса Исида родила сына и растила втайне от Сета в непроходимых болотах младенца Гора – будущего мстителя за погибшего отца(Рисунок 7). Вырос и возмужал сын Осириса и Исиды бог Гор. Вступил в борьбу со злым и коварным Сетом. В жестоком бою победил бога пустыни(Рисунок 8).

                  

Рис. 7                                                           Рис.8

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

 

Вопросы:

1.                    Какая борьба описывается в «Мифе об Осирисе»? (борьба за царскую власть как  конфликт между законным и противозаконным правлением, между принципами наследования, в центре которого вопрос, кому наследовать трон, сыну или брату умершего фараона)

2.                    Какие явления природы осмысливаются в этом мифе через мифологические образы?( Осирис символизирует Нил и тем самым плодородную почву Египта, его брат Сет – властелин пустыни и иноземных стран, миф о смерти Осириса, погубленного палящим ветром пустыни, объяснял смену времен года. Смерть и воскресение Осириса соотносятся с циклами умирания и пробуждения природы).

3.                    Какие представления о загробной жизни раскрыты в «Мифе об Осирисе»(Работа по рисунку 9)

 

Рис.9. Суд в загробном царстве. Перед верховным судьей стоит недавно умерший; на весах взвешивают его добрые и злые дела.

 

( Египтяне верили, что после смерти человека его душу взвешивают на весах, на второй чаше которых лежит перо истины, правды и справедливости. Церемонию совершает ибисоголовый бог мудрости, счета и письма Тот и шакалоголовый бог бальзамирования – Анубис, а Осирис ожидает результатов суда и приветствует тех, кто прошел испытание.

 

 

4.                    Какие отличительные признаки Осириса можно отметить по древнеегипетским изображениям?)

 

Как царь богов, Осирис изображается в облике фараона с высокой короной на голове, с жезлом и плетью в руках;

Как символ умирающей и воскресающей природы – с зеленым лицом, с колосьями, вырастающими из его тела или растительными атрибутами;

Как владыка душ умерших – в виде мумии.

 

 

8. Изображения богов и священных животных встречаются в разных видах и жанрах искусства древнего Египта: в росписях, рельефах и скульптуре. (Показ фрагментов диафильма «Культура Древнего Египта»)

 

                                                

Рис.10.                                     Рис.11                                          Рис.12

 

1) Рисунок на папирусе с изображением Геба и Нут, поддерживаемой своим отцом Шу

(Рисунок 10)

2) Анубис подготавливает тело к захоронению. Рисунок на надгробии ок 80 гг. до н.э.(Рисунок2)

3) Богиня  Запада Хатор с «Гором обоих горизонтов» - богом неба с головой сокола Гарахути.(Рисунок 11)

4) Статуя Исиды, кормящей сына Гора, из некрополя Балана или Кустул в Нубии (ок. 350-700 гг. до н.э.)(Рисунок 12)

 

V. ВЫВОД

ЕГИПЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ В НАШИ ДНИ

 

 Мифы пронизывали все сферы египетской цивилизации, сопровождая египтян как в жизни, так и в смерти. На них ссылались в молитвах и гимнах, посвященных богам, заговорах и проклятиях, в медицинских рецептах, рассказываемых для развлечения сказках и повседневной разговорной речи.

В медицинских советах и магических заговорах часто упоминался эпизод из мифа об Осирисе о том, как Исида скрывала своего сына Гора в зарослях тростника. Такие предметы обихода, как драгоценности, зеркала, косметические ложечки, гребни часто изготавливали, придавая им вид мифических героев.

Каждого усопшего отождествляли с Осирисом. Забальзамированное тело умершего доверялось заботам жреца, стоявшего в позе Анубиса. В это время супруга покойного выполняла роль Исиды, оплакавшей своего брата.

Некоторые из древнеегипетских обычаев и верований сохранились в Египте и соседних странах до сих пор. Так, каждую пятницу женщины в Нижней Нубии (Судан) совершают возлияния на могилы родственников. В этом немусульманском ритуале воспроизводится поклонение умершему Осирису. Он известен с греко-римского периода, когда было принято, чтобы, одевшись Исидой, жрица раз в неделю подносила питие своему усопшему супругу.

Жрецам Фаюмского оазиса платят зерном, чтобы каждую пятницу они читали молитвы из Корана на могиле усопшего предка, как в древности, когда верили, что жрец «преобразит» усопшего гимнами и молитвами. Вера в Осириса как властелина порогов Нила сохранилась среди христиан-коптов, возносящих молитвы Христу как «властелину реки»

Ежегодная процессия в честь мусульманского святого Абу-эль-Хаджага вокруг Луксора – продолжение традиций древнего праздника Опет. Во время праздника Опет от храма Карнак в храм Луксора двигалась процессия: изображения бога Амона-Ра , его жены Мут и сына Хонсу несли в их церемониальных барках в сопровождении жрецов и чиновников. В Луксоре праздновался «священный брак» между Амоном и Мут, вслед за которым она вновь зачинала правящего фараона, тем самым подтверждая его право управлять Египтом, как и в мифе о божественности власти фараона.

Каждый год статую святого Абу-эль-Хаджага выносят в барке, подобно изображениям древнеегипетских богов, и несут по городу в сопровождении уличных танцоров и комедиантов.

Символика египетской мифологии оказала влияние на такие шедевры западного искусства, как опера В.А.Моцарта «Волшебная флейта». Она продолжает вдохновлять воображением многих деятелей искусства – художников и архитекторов, кинорежиссеров и мультипликаторов, а также рекламных агентов.

 

VI. ДОМАШНЯЯ РАБОТА

 

Составить иллюстрации к мифу «Сказание об Осирисе».

 

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".